Уроки Iczelion'а

       

Подсветка синтаксиса в RichEdit


&nbsp Вначале я хочу вас предупредить, что это сложная тема, не подходящая для начинающего. Это последний туториал из серии о RichEdit.

&nbsp Скачайте пример.

Теория:

&nbsp Подсветка синтаксиса - это предмет жарких дискуссий между создателями текстовых редакторов. Лучший метод (на мой взгляд) - это создать собственный edit control. Именно этот метод применяется во многих коммерческих приложений. Тем не менее для тех из нас, у кого нет времени на создание подобного контрола, лучшим вариантом будет приспособить существующий контрол к нашим нуждам.

&nbsp Давайте посмотрим, как может нам помочь RichEdit в реализации цветовой подсветки. Я должен сказать, что следующий метод "неверен": я всего лишь продемонстрирую ловушку, в которую угодили многие. RichEdit предоставляет сообщение EM_SETCHARFORMAT, которое позволяет вам менять цвет текста. На первый взгляд это именно то, что нам нужно (я знаю, потому что я стал одной из жертв этого подхода). Тем не менее, более детальное исследование покажет вам, что у данного сообщения есть несколько недостатков:

&nbsp EM_SETCHARFORMAT работает либо со всем текстом сразу, либо только с тем, который сейчас выделен. Если вам потребуется изменить цвет определенного слова, вам сначала придется выделить его.

&nbsp EM_SETCHARFORMAT очень медленна.

&nbsp У нее есть проблемы с позицией курсора в контроле RichEdit.

&nbsp Из всего вышеизложенного вы можете сделать вывод, что использование EM_SETCHARFORMAT - неправильный выбор. Я покажу вам "относительно верный" выбор.

&nbsp Мой метод заключает только в том, чтобы подсвечивать только видимую часть текста. В этом случае скорость подсветки не будет зависеть от размера файла. Вне зависимости от того, как велик файл, только маленькая его часть видна на экране.

&nbsp Как это сделать? Ответ прост:

&nbsp Субклассируйте контрол RichEdit и обрабатывайте сообщение WM_PAINT внутри вашей оконной процедуры.

&nbsp Когда она встречает сообщение WM_PAINT, вызывается оригинальная оконная функция, которая обновляет экран как обычно.




& nbsp После этого мы перерисовываем слова, которые нужно отобразить другим цветом.
&nbsp Конечно, этот путь не так прост: есть несколько вещей, которые нужно пофиксить, но вышеизложенный метод работает достаточно хорошо. Скорость отображения на экране более чем удовлетворительна.
&nbsp Теперь давайте сконцентрируемся на деталях. Процедура сабклассинга проста и не требует внимательного рассмотрения. Действительно сложная часть - это когда мы находим быстрый способ поиска слов, которые нужно подсветить. Это усложняется тем, что не надо подсвечивать слова внутри комментариев.
&nbsp Метод, который я использовал, возможно, не самый лучший, но он работает хорошо. Я уверен, что вы сможете найти более быстрый путь. Как бы то ни было, вот он:
&nbsp Я создал массив на 256 двойных слов, заполненный нулями. Каждый dword соответствует возможному ASCII-символу. Я назвал массив ASMSyntaxArray. Например, 21-ый элемент представляет собой 20h (пробел). Я использовал массив для быстрого просмотра таблицы: например, если у меня есть слово "include", я извлекаю первый символ из слова и смотрю значение соответствующего элемента. Если оно равно 0, я знаю, что среди слов, которые нужно подсвечивать, нет таких, которые бы начинались с "i". Если элемент не равен нулю, он содержит указатель на структуру WORDINFO, в которой находится информацию о слове, которое должно быть подсвечено.
&nbsp Я читаю слова, которые нужно подсвечивать, и создаю структуру WORDINFO для каждого из них.
WORDINFO struct WordLen dd ? ; длина слова: используется для быстрого сравнения pszWord dd ? ; указатель на слово pColor dd ? ; указатель на dword, содержащий цвет, которым ; нужно подсвечивать слово NextLink dd ? ; указатель на следующую структуру WORDINFO WORDINFO ends
&nbsp Как вы можете видеть, я использовал длину слова для убыстрения процесса сравнивания. Если первый символ слова совпадает, мы можем сравнить его длину с доступными словами. Каждый dword в ASMSyntaxArray содержит указатель на начало ассоциированного с ним массива WORDINFO. Например dword, который представляет символ "i", будет содержать указатель на связанный список слов, которые начинаются с "i". Поле pColor указывает на слово, содержащее цвет, которым будет подсвечиваться слово. pszWord указывает на слово, которое будет подсвечиваться, преобразованное к нижнему регистру.


& nbsp Память для связанного списка занимается из кучи программы по умолчанию, поэтому очищать ее легко и быстро: никакой чистки не требуется вообще.
&nbsp Список слов сохраняется в файле под названием "wordfile.txt", я получаю к нему доступ через API-функцию GetPrivateProfileString. Есть десять различных подсветок символов, начинающиеся с C1 до C10. Массив цветов называется ASMColorArray. Поле pColor каждой структуры WORDINFO указывает на один из элементов ASMColorArray. Поэтому можно легко изменять подсветку синтаксиса на лету: вам всего лишь нужно изменить dword в ASMColorArray и все слова, которые используют этот цвет, будут использовать новое значение.
ПРИМЕР
Здесь исходник. Возмите его из архива ;)
АНАЛИЗ
&nbsp Первое действие, совершаемое до вызова WinMain, это вызов FillHiliteInfo. Эта функция считывает содержимое wordfile.txt и обрабатывает его.
FillHiliteInfo proc uses edi LOCAL buffer[1024]:BYTE LOCAL pTemp:DWORD LOCAL BlockSize:DWORD invoke RtlZeroMemory,addr ASMSyntaxArray,sizeof ASMSyntaxArray
Initialize ASMSyntaxArray to zero. invoke GetModuleFileName,hInstance,addr buffer,sizeof buffer invoke lstrlen,addr buffer mov ecx,eax dec ecx lea edi,buffer add edi,ecx std mov al,"\" repne scasb cld inc edi mov byte ptr [edi],0 invoke lstrcat,addr buffer,addr WordFileName
&nbsp Создаем путь до wordfile.txt: я предполагаю, что он всегда находится в той же папке, что и сама программа.
invoke GetFileAttributes,addr buffer .if eax!=-1
&nbsp Я использую этот метод как быстрый путь для проверки, существует ли файл.
mov BlockSize,1024*10 invoke HeapAlloc,hMainHeap,0,BlockSize mov pTemp,eax
&nbsp Резервируем блок памяти, чтобы сохранять слова. По умолчанию - 10 килобайт. Память занимаем из кучи по умолчанию.
@@: invoke GetPrivateProfileString,addr ASMSection, addr C1Key,addr ZeroString,pTemp, BlockSize,addr buffer .if eax!=0
&nbsp Я использовал GetPrivateProfileString, чтобы получить содержимое каждого ключевого слова в wordfile.txt, начиная с C1 и до C10.


inc eax .if eax==BlockSize ; the buffer is too small add BlockSize,1024*10 invoke HeapReAlloc,hMainHeap,0,pTemp,BlockSize mov pTemp,eax jmp @B .endif
&nbsp Проверяем, достаточно ли велик блок памяти. Если это не так, мы увеличиваем размер на 10k, пока он не окажется достаточно велик.
mov edx,offset ASMColorArray invoke ParseBuffer,hMainHeap, pTemp,eax,edx,addr ASMSyntaxArray
&nbsp Передаем слова, хэндл на блок памяти, размер данных, считанных из wordfile.txt, адрес dword с цветом, который будет использоваться для подсветки слов и адреса ASMSyntaxArray.
&nbsp Теперь давайте посмотрим, что делает ParseBuffer. В сущности, эта функция принимает буфер, содержащий слова, которые должны быть выделены, парсит их на отдельные слова и сохраняет каждое из них в массиве структур WORDINFO, к которому можно легко получить доступ из ASMSyntaxArray.
ParseBuffer proc uses edi esi hHeap:DWORD, pBuffer:DWORD, nSize:DWORD, ArrayOffset:DWORD,pArray:DWORD LOCAL buffer[128]:BYTE LOCAL InProgress:DWORD mov InProgress,FALSE
&nbsp InProgress - это флаг, который я использовал, чтобы суметь определить, начался ли процесс сканирования. Если значение равно FALSE, vs
lea esi,buffer mov edi,pBuffer invoke CharLower,edi
&nbsp esi указывает на наш буфер, который будет содержать слово, взятое нами из списка слов. edi указывает на строку-список слов. Чтобы упростить поиск, мы приводим все символы к нижнему регистру.
mov ecx,nSize SearchLoop: or ecx,ecx jz Finished cmp byte ptr [edi]," " je EndOfWord cmp byte ptr [edi],9 ; tab je EndOfWord
&nbsp Сканируем весь список слов в буфере, ориентируясь по пробелам, по которым определяем конец или начало слова.
mov InProgress,TRUE mov al,byte ptr [edi] mov byte ptr [esi],al inc esi SkipIt: inc edi dec ecx jmp SearchLoop
&nbsp Если оказывается, что байт не является пробелом, то мы копируем его в буфер, где создается слово, а затем продолжаем поиск.
EndOfWord: cmp InProgress,TRUE je WordFound jmp SkipIt
&nbsp Если пробел был найден, то мы проверяем значение в InProgress. Если значение равно TRUE, мы можем предположить, что был достигнут конец слова и мы можем поместить то, что у нас получилось в наш буфер (на который указывает esi) в структуру WORDINFO. Если значение равно FALSE, мы продолжаем сканирование дальше.


WordFound: mov byte ptr [esi],0 push ecx invoke HeapAlloc,hHeap,HEAP_ZERO_MEMORY,sizeof WORDINFO
& nbsp Если был достигнут конец слова, мы прибавляем 0 к буферу, чтобы сделать из слова строку формата ASCIIZ. Затем мы занимаем для этого слова блок памяти из кучи размером в WORDINFO.
push esi mov esi,eax assume esi:ptr WORDINFO invoke lstrlen,addr buffer mov [esi].WordLen,eax
&nbsp Мы получаем длину слова в нашем буфере и сохраняем ее в поле WordLen структуры WORDINFO, чтобы использовать в дальнейшем при быстром сравнении.
push ArrayOffset pop [esi].pColor
&nbsp Сохраняем адрес dword'а, который содержит цвет для подсветки слова, в поле pColor.
inc eax invoke HeapAlloc,hHeap,HEAP_ZERO_MEMORY,eax mov [esi].pszWord,eax mov edx,eax invoke lstrcpy,edx,addr buffer
&nbsp Занимает блок памяти из кучи, чтобы сохранить само слово. В настоящее время структура WORDINFO готова для вставки в соответствующий связанный список.
mov eax,pArray movzx edx,byte ptr [buffer] shl edx,2 ; multiply by 4 add eax,edx
&nbsp pArray содержит адрес ASMSyntaxArray. Нам нужно перейти к dword'у, у которого тот же индекс, что и у значения первого символа слова. Поэтому мы помещаем первый символ в edx, а затем умножаем edx на 4 (так как каждый элемент в ASMSyntaxArray равен 4 байтам), а затем добавляем получившееся смещение к адресу ASMSyntaxArray. Теперь адрес нужного dword'а находится в eax.
.if dword ptr [eax]==0 mov dword ptr [eax],esi .else push dword ptr [eax] pop [esi].NextLink mov dword ptr [eax],esi .endif
&nbsp Проверяем значение dword'а. Если оно равно 0, это означает, что в настоящее время ключевых слов, которые начинаются с этого символа, нет. Затем мы помещаем адрес текущей структуры WORDINFO в этот dword.
&nbsp Если значение dword'а не равно 0, это означает, что есть по крайней мере одно ключевое слово, которое начинается с этого символа. Затем мы вставляем эту структуру WORDINFO в голову связанного списка и обновляем его поле NextLink, чтобы оно указывало на структуру WORDINFO.


pop esi pop ecx lea esi,buffer mov InProgress,FALSE jmp SkipIt
&nbsp После того как операция завершена, мы начинаем следующую цикл сканирования, пока не будет достигнуть конец буфера.
invoke SendMessage,hwndRichEdit,EM_SETTYPOGRAPHYOPTIONS, TO_SIMPLELINEBREAK,TO_SIMPLELINEBREAK invoke SendMessage,hwndRichEdit,EM_GETTYPOGRAPHYOPTIONS,1,1 .if eax==0 ; means this message is not processed mov RichEditVersion,2 .else mov RichEditVersion,3 invoke SendMessage,hwndRichEdit,EM_SETEDITSTYLE, SES_EMULATESYSEDIT,SES_EMULATESYSEDIT .endif
&nbsp После того, как контрол RichEdit создан, нам нужно определить его версию. Этот шаг необходим, так как поведение EM_POSFROMCHAR отличается в зависимости от версии RichEdit, а EM_POSFROMCHAR жизненно важна для нашей процедуры подсветки. Я никого не видел документированного способа определения версии RichEdit, поэтому я пошел окольным путем. Я устанавливаю опцию, которая свойственная версии 3.0 и немедленно возвращает его значение. Если я могу получить значение, я предполагаю, что версия этого контрола 3.0.
&nbsp Если вы используете контрол RichEdit версии 3.0, вы можете заметить, что обновление цвета фонт на больших файлах занимает довольно много времени. Похоже, что эта проблема существует только в версии 3.0. Я нашел способ обойти это, заставив конрол эмулировать поведение контрола edit, послав сообщение EM_SETEDITSTYLE.
&nbsp После того, как мы получили информацию о версии контрола, мы переходим к сабклассированию контрола RichEdit. Сейчас мы рассмотрим новую процедуру для обработки сообщений.
NewRichEditProc proc hWnd:DWORD, uMsg:DWORD, wParam:DWORD, lParam:DWORD ....... ....... .if uMsg==WM_PAINT push edi push esi invoke HideCaret,hWnd invoke CallWindowProc,OldWndProc,hWnd, uMsg,wParam,lParam push eax
&nbsp Мы обрабатываем сообщение WM_PAINT. Во-первых, мы прячем курсор, чтобы избежать уродливых артефактов после подсветки. Затем мы передаем сообщение оригинальной процедуре richedit, чтобы оно обновило окно. Когда CallWindowProc возвращает управление, текс обновляется согласно его обычному цвету/бэкграунду. Теперь мы можем сделать подсветку синтаксиса.


mov edi,offset ASMSyntaxArray invoke GetDC,hWnd mov hdc,eax invoke SetBkMode,hdc,TRANSPARENT
&nbsp Сохраняем адрес ASMSyntaxArray в edi. Затем мы получаем хэндл контекста устройства и делаем бэкграунд текста прозрачными, чтобы при выводе нами текста использовался текущий бэкграундный цвет.
invoke SendMessage,hWnd,EM_GETRECT,0,addr rect invoke SendMessage,hWnd,EM_CHARFROMPOS,0,addr rect invoke SendMessage,hWnd,EM_LINEFROMCHAR,eax,0 invoke SendMessage,hWnd,EM_LINEINDEX,eax,0
&nbsp Мы хотим получить видимый текст, поэтому сначала нам требуется узнать размеры области, которую необходимо форматировать, послав ему EM_GETRECT. Затем мы получаем индес ближайшего к левому верхнему углу символа с помощью сообщения EM_CHARFROMPOS. Как только мы получаем индекс первого символа, мы начинаем делать цветовую подсветку, начиная с этой позиции. Но эффект может быть не так хорош, как если бы начали с первого символа линии, в которой находится символ. Вот почему мне нужно было получить номер линии, в которой находится первый видимый символ, с помощью сообщения EM_LINEFROMCHAR. Чтобы получить первый символ этой линии, я посылаю сообщение EM_LINEINDEX.
mov txtrange.chrg.cpMin,eax mov FirstChar,eax invoke SendMessage,hWnd,EM_CHARFROMPOS,0,addr rect.right mov txtrange.chrg.cpMax,eax
&nbsp Как только мы получили индекс первого символа, сохраняем его на будущее в переменной FirstChar. Затем мы получаем последний видимый символ, посылая ему EM_CHARFROMPOS, передавая нижний правый угол форматируемой области в lParam.
push rect.left pop RealRect.left push rect.top pop RealRect.top push rect.right pop RealRect.right push rect.bottom pop RealRect.bottom invoke CreateRectRgn,RealRect.left,RealRect.top, RealRect.right,RealRect.bottom mov hRgn,eax invoke SelectObject,hdc,hRgn mov hOldRgn,eax
&nbsp Во время подсветки синтаксиса, я заметил один побочный эффект этого метода: если у контрола richedit'а есть отступ (который вы можете указать, послав сообщение EM_SETMARGINS контролу RichEdit), DrawText пишет поверх него. Поэтому мне требуется создать функцией CreateRectRgn ограничительный регион, в который будут выводиться результат выполнения функций GDI.


& nbsp Затем нам требуется подсветить комментарии и убрать их с нашего пути. Мой метод состоит в поиске ";" и подсветке текста цветом комментария, пока не будет достигнут перевод каретки. Я не будут анализировать здесь эту процедуру: она довольно длинна и сложна. Достаточно сказать, что когда подсвечены все комментарии, мы замещаем их нулями в нашем буфере, чтобы слова в комментарии не обрабатывались позже.
mov ecx,BufferSize lea esi,buffer .while ecx>0 mov al,byte ptr [esi] .if al==" " || al==0Dh || al=="/" || al=="," || al=="|" || \ al=="+" || al=="-" || al=="*" || al=="&" || al=="<" \ || al==">" || al=="=" || al=="(" || al==")" || al=="{" \ || al=="}" || al=="[" || al=="]" || al=="^" || al==":" \ || al==9 mov byte ptr [esi],0 .endif dec ecx inc esi .endw
&nbsp Как только мы избавились от комментариев, мы разделяем слова в буфере, замещая символы "разделения" нулями. С помощью этого метода нам не нужно заботиться о символах разделения во время обработки слов в дальнейшем, так как у нас будет только один символ разделения.
lea esi,buffer mov ecx,BufferSize .while ecx>0 mov al,byte ptr [esi] .if al!=0
&nbsp Ищем в буфере первый символ, не равный NULL, т.е. первый символ слова.
push ecx invoke lstrlen,esi push eax mov edx,eax
&nbsp Получаем длину слова и помещаем его в edx.
movzx eax,byte ptr [esi] .if al>="A" && al<="Z" sub al,"A" add al,"a" .endif
&nbsp Конвертируем символ в нижний регистр (если он в верхнем).
shl eax,2 add eax,edi ; edi содержит указатель на массив указателей ; на структуры WORDINFO .if dword ptr [eax]!=0
&nbsp После этого мы переходим к соответствующему dword'у в ASMSyntaxArray и проверяем равно ли его значение 0. Если это так, мы можем перейти к следующему слову.


mov eax,dword ptr [eax] assume eax:ptr WORDINFO .while eax!=0 .if edx==[eax].WordLen
&nbsp Если значение dword' а не равно нулю, он указывает на связанный список структур WORDINFO. Мы делаем пробег по связанному списку, сравнивая длину слова в нашем буфере с длиной слова в структуре WORDINFO. Это быстрый тест, проводимый до полноценного сравнения слов, что должно сохранить несколько тактов.
pushad invoke lstrcmpi,[eax].pszWord,esi .if eax==0
&nbsp Если длины обоих слов равны, мы переходим к сравнению слов с помощью lstrcmpi.
popad mov ecx,esi lea edx,buffer sub ecx,edx add ecx,FirstChar
&nbsp Мы создаем индекс символа из адресов первого символа совпадающего слова в буфере. Сначала мы получаем его относительное смещение из стартового адреса буфера, а затем добавляем индекс символа первого видимого символа к нему.
pushad .if RichEditVersion==3 invoke SendMessage,hWnd,EM_POSFROMCHAR,addr rect,ecx .else invoke SendMessage,hWnd,EM_POSFROMCHAR,ecx,0 mov ecx,eax and ecx,0FFFFh mov rect.left,ecx shr eax,16 mov rect.top,eax .endif popad
&nbsp Узнав индекс первого символа слова, которое должно быть подсвечено, мы переходим к получению его координат с помощью сообщения EM_POSFROMCHAR. Тем не менее это сообщение интерпретируется различным образом в RichEdit 2.0 или 3.0. В RichEdit 2.0 wParam содержит индекс символа, а lParam не используется. Сообщение возвращается в eax. В RichEdit 3.0 wParam - это указатель на структуру POINT, которая будет заполнена координатой, а lParam содержит индекс символа.
&nbsp Как вы можете видеть, передача неверных аргументов EM_POSFROMCHAR может привести к непредсказуемым результатам. Вот почему я должен определить версию RichEdit.
mov edx,[eax].pColor invoke SetTextColor,hdc,dword ptr [edx] invoke DrawText,hdc,esi,-1,addr rect,0
&nbsp Как только мы получили координату, с которой надо начинать, мы устанавливаем цвет текста, который указан в структуре WORDINFO.
&nbsp В заключение я хочу сказать, что этот метод можно улучшить различными способами. Например я получаю весь текст, который начинается от первой до последней видимой линии. Если линии очень длинные, качество может пострадать из-за обработки невидимых слов. Вы можете оптимизировать это, получая видимый текст полинейно. Также можно улучшить алгоритм поиска. Поймите меня правильно: подсветка синтаксиса, используемая в этом примере, быстрая, но она может быть быстрее. :)
[C] Iczelion, пер. Aquila.

Содержание раздела