Иконка в system tray
На этом Уроке мы узнаем, как помещать иконки в system tray и как создавать/использовать всплывающее меню.
Пpимеp можете скачать здесь.
Теория:
System tray - это прямоугольная область панели задач, в которой располагаются несколько иконок. Скорее всего, вы обнаружите там как минимум цифровые часы. Вы можете самостоятельно помещать иконки в system tray. Далее приводятся шаги, которые нужно для этого выполнить:
- Заполните структуру NOTIFYICONDATA, содержащую следующие поля:
- cbSize - размер данной структуры.
- hwnd - хэндл окна, которое будет получать уведомление, когда над иконкой в tray'e произойдёт событие мыши.
- uID - константа, используемая в качестве идентификатора иконки. Вы сами выбираете значение этой константе. В случае, если вы поместили в system tray несколько иконок, вы сможете узнать, над какой именно из них произошло событие мыши.
- uFlags - указывает, какие поля данной структуры заполнены
- NIF_ICON Поле hIcon заполнено.
- NIF_MESSAGE Поле uCallbackMessage заполнено.
- NIF_TIP Поле szTip заполнено.
Shell_NotifyIcon PROTO dwMessage:DWORD, pnid:DWORD
Вот, собственно, и всё. Но чаще всего просто поместить иконку в system tray недостаточно. Вам нужно как-то реагировать на событий мыши, происходящие над этой иконкой. Это можно сделать, обрабатывая сообщение, указанное в поле uCallbackMessage структуры NOTIFYICONDATA. Это сообщение содержит следующие значения в wParam и lParam (отдельное спасибо s__d за эту информацию):
- wParam содержит ID иконки. Это то же самое значение, что вы поместили в поле uID структуры NOTIFYICONDATA.
- lParam Младшее слово содержит сообщение мыши. Например, если пользователь сделал правый щелчок по иконке, то lParam будет содержать WM_RBUTTONDOWN.
Обычно иконка в system tray показывает всплывающее меню при правом щелчке по ней. Этого можно добиться, если сначала создать само всплывающее меню, а затем вызывать TrackPoрuрMenu для его отображения. Шаги приведены ниже:
- Создайте всплывающее меню, вызвав CreatePoрuрMenu. Эта функция создаёт пустое меню, и при успешном создании возвращает его хэндл в eax.
- Добавьте пункты в меню с помощью AppendMenu, InsertMenu или InsertMenuItem.
- Когда вам будет нужно отобразить всплывающее меню на месте курсора мыши, вызовите GetCursorPos, чтобы узнать текущие координаты курсора, а затем вызовите TrackPoрuрMenu, чтобы вывести меню на экран.
- Когда пользователь щёлкнет на одном из пунктов меню, Windows отправит сообщение WM_COMMAND вашей оконной процедуре, точно так же, как и при работе с обычным меню.
Внимание: остерегайтесь следующих проблем, часто возникающих при pаботе со всплывающими меню.
- Когда меню отображено на экране, щелчок вне меню не приводит к его немедленному исчезновению. Это происходит потому, что окно, которое будет получать уведомления от меню, ДОЛЖНО быть на переднем плане. Просто вызовите SetForegroundWindow, чтобы исправить эту проблему.
- После вызова SetForegroundWindow вы обнаружите, что в первый раз всплывающее меню сработает нормально, но при последующем появлении оно будет отображаться, а затем тут же исчезать. Как написано в MSDN, это сделано "намеренно". Необходимо переключить задачу на программу, являющуюся владельцем иконки в system tray. Этого можно добиться, отправив любое сообщение окну вашей программы. Но только используйте PostMessage, а не SendMessage!
Пpимеp:
.386 .model flat,stdcall option casemap:none
include \masm32\include\windows.inc include \masm32\include\user32.inc include \masm32\include\kernel32.inc include \masm32\include\shell32.inc
includelib \masm32\lib\user32.lib includelib \masm32\lib\kernel32.lib includelib \masm32\lib\shell32.lib
WM_SHELLNOTIFY equ WM_USER+5 IDI_TRAY equ 0 IDM_RESTORE equ 1000
IDM_EXIT equ 1010 WinMain PROTO :DWORD,:DWORD,:DWORD,:DWORD
.data ClassName db "TrayIconWinClass",0 AppName db "TrayIcon Demo",0 RestoreString db "&Restore",0
ExitString db "E&xit Program",0
.data?
hInstance dd ? note NOTIFYICONDATA <> hPopupMenu dd ?
.code start: invoke GetModuleHandle, NULL
mov hInstance,eax invoke WinMain, hInstance,NULL,NULL, SW_SHOWDEFAULT invoke ExitProcess,eax
WinMain proc hInst:HINSTANCE,hPrevInst:HINSTANCE,CmdLine:LPSTR,CmdShow:DWORD LOCAL wc:WNDCLASSEX
LOCAL msg:MSG LOCAL hwnd:HWND mov wc.cbSize,SIZEOF WNDCLASSEX mov wc.style, CS_HREDRAW or CS_VREDRAW or CS_DBLCLKS
mov wc.lpfnWndProc, OFFSET WndProc mov wc.cbClsExtra,NULL mov wc.cbWndExtra,NULL push hInst
pop wc.hInstance mov wc.hbrBackground,COLOR_APPWORKSPACE mov wc.lpszMenuName,NULL mov wc.lpszClassName,OFFSET ClassName
invoke LoadIcon,NULL,IDI_APPLICATION mov* wc.hIcon,eax mov* wc.hIconSm,eax invoke LoadCursor,NULL,IDC_ARROW
mov* wc.hCursor,eax invoke RegisterClassEx, addr wc invoke CreateWindowEx,WS_EX_CLIENTEDGE,ADDR ClassName,ADDR AppName,\ WS_OVERLAPPED+WS_CAPTION+WS_SYSMENU+WS_MINIMIZEBOX+WS_MAXIMIZEBOX+WS_VISIBLE,\ CW_USEDEFAULT,350,200,NULL,NULL,\ hInst,NULL
mov hwnd,eax .while TRUE
invoke GetMessage, ADDR msg,NULL,0,0 .BREAK .IF (!eax) invoke TranslateMessage, ADDR msg invoke DispatchMessage, ADDR msg
.endw mov eax,msg.wParam ret WinMain endp
WndProc proc hWnd:HWND, uMsg:UINT, wParam:WPARAM, lParam:LPARAM LOCAL pt:POINT
.if uMsg==WM_CREATE invoke CreatePopupMenu mov hPopupMenu,eax invoke AppendMenu,hPopupMenu,MF_STRING,IDM_RESTORE,addr RestoreString invoke AppendMenu,hPopupMenu,MF_STRING,IDM_EXIT,addr ExitString .elseif uMsg==WM_DESTROY invoke DestroyMenu,hPopupMenu invoke PostQuitMessage,NULL .elseif uMsg==WM_SIZE .if wParam==SIZE_MINIMIZED mov note.cbSize,sizeof NOTIFYICONDATA
push hWnd pop note.hwnd mov note.uID,IDI_TRAY mov note.uFlags,NIF_ICON+NIF_MESSAGE+NIF_TIP
mov note.uCallbackMessage,WM_SHELLNOTIFY invoke LoadIcon,NULL,IDI_WINLOGO mov note.hIcon,eax invoke lstrcpy,addr note.szTip,addr AppName
invoke ShowWindow,hWnd,SW_HIDE invoke Shell_NotifyIcon,NIM_ADD,addr note .endif .elseif uMsg==WM_COMMAND
.if lParam==0 invoke Shell_NotifyIcon,NIM_DELETE,addr note mov eax,wParam .if ax==IDM_RESTORE
invoke ShowWindow,hWnd,SW_RESTORE .else invoke DestroyWindow,hWnd .endif
.endif .elseif uMsg==WM_SHELLNOTIFY .if wParam==IDI_TRAY .if lParam==WM_RBUTTONDOWN
invoke GetCursorPos,addr pt invoke SetForegroundWindow,hWnd invoke TrackPopupMenu,hPopupMenu,TPM_RIGHTALIGN,pt.x,pt.y,NULL,hWnd,NULL
invoke PostMessage,hWnd,WM_NULL,0,0 .elseif lParam==WM_LBUTTONDBLCLK invoke SendMessage,hWnd,WM_COMMAND,IDM_RESTORE,0 .endif
.endif .else invoke DefWindowProc,hWnd,uMsg,wParam,lParam ret
.endif xor eax,eax ret WndProc endp
end start
Анализ:
Программа отобразит на экране обычное окно. По нажатию кнопки "Свернуть" оно свернётся до иконки в system tray По двойному щелчку по иконке программа восстановит своё окно и удалит иконку из system tray. По правому щелчку будет выведено всплывающее меню, из которого можно восстановить программу или выйти из неё.
.if uMsg==WM_CREATE invoke CreatePopupMenu mov hPopupMenu,eax
invoke AppendMenu,hPopupMenu,MF_STRING,IDM_RESTORE,addr RestoreString invoke AppendMenu,hPopupMenu,MF_STRING,IDM_EXIT,addr ExitString
Когда будет создано главное окно, также создастся всплывающее меню, к которому затем будут добавлены два пункта. Функция AppendMenu имеет следующий синтаксис:
AppendMenu PROTO hMenu:DWORD, uFlags:DWORD, uIDNewItem:DWORD, lpNewItem:DWORD
После того, как всплывающее меню создано, главное окно будет терпеливо ждать до тех пор, пока пользователь не нажмёт на кнопку "Свернуть".
Когда окно сворачивается, оно получает сообщение WM_SIZE со значением SIZE_MINIMIZED в wParam.
.elseif uMsg==WM_SIZE
.if wParam==SIZE_MINIMIZED mov note.cbSize,sizeof NOTIFYICONDATA push hWnd pop note.hwnd
mov note.uID,IDI_TRAY mov note.uFlags,NIF_ICON+NIF_MESSAGE+NIF_TIP mov note.uCallbackMessage,WM_SHELLNOTIFY invoke LoadIcon,NULL,IDI_WINLOGO
mov note.hIcon,eax invoke lstrcpy,addr note.szTip,addr AppName invoke ShowWindow,hWnd,SW_HIDE invoke Shell_NotifyIcon,NIM_ADD,addr note
.endif
Мы используем этот момент, чтобы заполнить структуру NOTIFYICONDATA. IDI_TRAY это просто константа, определённая в начале исходного кода. Ей можно задать любое значение. Это не очень важно, так как у нас только одна иконка в system tray. Но если вы захотите поместить туда сразу несколько иконок, то вам потребуется задать уникальный ID для каждой из них. Мы выставляем сразу все флаги в поле uFlags, так как мы указываем иконку (NIF_ICON), мы указываем пользовательское сообщение (NIF_MESSAGE), а также текст всплывающей подсказки (NIF_TIP). WM_SHELLNOTIFY это просто пользовательское сообщение, определённое как WM_USER+5. Само значение не так важно, пока оно сохраняет свою уникальность. Я использовал логотип Windows в качестве иконки для этой программы, но вы можете использовать и любую другую иконку ;) Просто загрузите её из файла ресурсов вызовом LoadIcon и сохраните возвращаемое значение в поле hIcon. После всего этого поместим в поле szTiр текст, который мы хотим видеть в качестве всплывающей подсказки к иконке.
Мы скрываем главное окно, чтобы создать эффект "сворачивания в иконку". Затем мы вызываем Shell_NotifyIcon с сообщением NIM_ADD, чтобы добавить иконку в system tray.
Теперь наше главное окно скрыто, а иконка успешно помещена в system tray. Если вы наведёте на неё курсор, то увидите подсказку с текстом, который вы поместили в поле szTip. Далее, если вы дважды щелкните по иконке, восстановится главное окно, а сама иконка исчезнет.
.elseif uMsg==WM_SHELLNOTIFY
.if wParam==IDI_TRAY .if lParam==WM_RBUTTONDOWN invoke GetCursorPos,addr pt invoke SetForegroundWindow,hWnd
invoke TrackPopupMenu,hPopupMenu,TPM_RIGHTALIGN,pt.x,pt.y,NULL,hWnd,NULL invoke PostMessage,hWnd,WM_NULL,0,0 .elseif lParam==WM_LBUTTONDBLCLK invoke SendMessage,hWnd,WM_COMMAND,IDM_RESTORE,0 .endif .endif
Когда над иконкой происходит событие мыши, ваше окно получает сообщение WM_SHELLNOTIFY, то есть пользовательское сообщение, указанное в поле uCallbackMessage. Напомню, что по приёму этого сообщения wParam содержит ID иконки, а lParam содержит событие мыши. В вышеприведенном коде сначала проверяется, пришло ли сообщение от интересующей нас иконки. Если да, то тогда мы смотрим на событие мыши. Так как нам нужны только правый щелчок и левый двойной щелчок, то мы обрабатываем лишь сообщения WM_RBUTTONDOWN и WM_LBUTTONDBLCLK.
Если сообщение от мыши это WM_RBUTTONDOWN, мы вызываем GetCursorPos, чтобы узнать текущие координаты курсора мыши. После возврата из функции, структура POINT содержит абсолютные координаты курсора. Под абсолютными координатами я подразумеваю координаты, привязанные ко всему экрану, не берущие во внимание границы окна. Например, если разрешение экрана 640*480, то правый нижний угол это x==639, y==479. Если вы желаете перевести абсолютные координаты в оконные, используйте функцию ScreenToClient.
Однако мы хотим отобразить всплывающее меню в точке, где сейчас расположен курсор мыши, с помощью функции TrackPoрuрMenu, которой требуются именно абсолютные координаты. Поэтому мы просто используем координаты, полученные от GetCursorPos.
TrackPopupMenu имеет следующий синтаксис: TrackPopupMenu PROTO hMenu:DWORD, uFlags:DWORD, x:DWORD, y:DWORD, nReserved:DWORD, hWnd:DWORD, prcRect:DWORD
Когда пользователь дважды щелкнёт по иконке, мы отправим нашему окну сообщение WM_COMMAND с указанием IDM_RESTORE, чтобы создать иллюзию выбора пользователем пункта "Восстановить" в меню, и таким образом восстановить окно, а также удалить иконку из system tray. Чтобы иметь возможность получать сообщения двойного щелчка, главное окно должно иметь стиль CS_DBLCLKS.
invoke Shell_NotifyIcon,NIM_DELETE,addr note mov eax,wParam .if ax==IDM_RESTORE invoke ShowWindow,hWnd,SW_RESTORE .else invoke DestroyWindow,hWnd .endif
Когда пользователь выберет пункт "Восстановить" в меню, мы удаляем иконку повторным вызовом Shell_NotifyIcon, только на этот раз указывая NIM_DELETE в качестве сообщения. Затем мы возвращаем первозданный вид главному окну. Если пользователь выберет пункт "Закрыть", мы тоже удаляем иконку из system tray и уничтожаем главное окно вызовом DestroyWindow.
[C] Iczelion, пер. WD-40.